История храма

В 1686, 1690 и 1699 гг. земли, где сейчас располагается село Воскресеновка, были даны земли Никифору, Василию и Ивану Кондатовичам Лебедевым, которые променяли их в 1700 г. стольнику Гавриилу Яковлевичу и его сыну Якову Тухачевским, которые поселили там своих крестьян и построили церковь Воскресения Христова, по которой и само село стало называться Воскресенским. 2 июня 1700 г. была положена дань с попова, дьячкова, пономарева и просвирницына дворов, а 2 июля того же года выдан антиминс на освящение новопостроенной церкви. В 1717 г. она была сожжена кубанцами, и 2 июля 1725 г. по челобитью Андрея Гавриловича Тухачевского был дан указ о постройке вместо нее новой церкви во имя Воскресения Христова. Построена и освящена в 1786 г.

 

Каменный храм построен в 1830 г. на средства помещицы Елизаветы Николаевны Ребровской. В нижнем этаже храма находился престол во имя праведных Захария и Елисаветы, освященный 13 октября 1831 г. В верхнем этаже было три престола: средний – во имя Обновления Храма Господня в Иерусалиме, правый – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, левый – во имя святителя и чудотворца Николая, освященные 7 ноября 1842 г. Церковь без колокольни, с четырьмя башнями по углам, на правой передней башне помещены колокола. 21 января 1841 года в этой церкви крестили Василия Осиповича Ключевского – будущего российского историка с мировым именем.

Годом ранее в этом же храме был рукоположен в сан священника и его отец – Иосиф Васильевич Ключевский, человек, без влияния которого, церковная и историческая деятельность Ключевского не состоялась бы вовсе.

 

Святыней храма являлась икона святителя Николая Мирликийского, обретенная, согласно преданию, в начале XIX в. одним благочестивым, жившим в лесу на пчельнике крестьянином, в источнике, к которому он обычно ходил за водой и для молитвы. Первым же чудодействием сей иконы было исцеление того самого крестьянина от глазной болезни, которой он страдал. Вначале икона была помещена в специально сооруженном для нее столпе, но когда известность о ней распространилась достаточно широко и богомольцы, толпами стекающиеся на поклонение иконе Божией Матери Живоносного Источника в соседнее село Валяевку, стали приходить и в с.Воскресенское, то помещица последнего перенесла икону Николая Чудотворца в специально построенную для нее над источником часовню. Однако по распоряжению преосвященного Иринея часовня эта была уничтожена, а икона перенесена в храм.

 

Храм закрыт в 1934, В 1935 году в нем открыли клуб для пролетарской местной молодёжи. Через несколько лет — склад. До настоящего времени церковь дошла в руинированном состоянии.

 

Источник: сайт «Inpenza.ru» , сайт «Пенза Православная»

 

Престольный праздник храма.

26 сентября память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее) (335г.)

26 сентября – Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее). Престольный праздник сегодня отмечается в храмах нескольких сел Нижегородской области: Воскресенское, Водоватово (Арзамасский район), Юрьево (Гагинский район) — и кафедральном соборе города Арзамаса.

В этот день вспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой.

Этот праздник в народе называется Воскресением Словущим и означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), слывет . е. считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Интересна история сооружения этого храма. После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мк.13:1-2). Позднее ревностный язычник император Адриан (117–138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.

Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.

В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.

Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. 

Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.

Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.

Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).

Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.

За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион» в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.

На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 (13) сентября.